Работа по географии на конкурс


Опубликовано: 01.12.2017, 05:29/ Просмотров: 1611

       Главная > Хроника событий > Календарь событий

Конкурсная работа учителя географии П.П.Федорова (конкурс «Битва учебников»). Часть II

24 июля 2014 года

Конкурс «Битва учебников» проводился под эгидой Педагогического университета «Первое сентября» в течении 2013-2014 учебного года среди лучших учителей географии России. Учитель географии Ломоносовской школы-пансиона Павел Павлович Федоров также принял участие в данном конкурсе для педагогов-предметников. Результаты участия оказались лучшими по стране – Победитель конкурса «Битва учебников». Конкурсная работа оказалась весьма содержательной, поэтому мы публикуем этот материал частями.

Часть II.

Сравнительная характеристика трёх  учебников для 7 класса. Экспертное заключение
Эксперт:  Федоров Павел Павлович,  учитель географии АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион»,  РФ,  Московская область, Раменский район, сельское поселение Чулково, посёлок Тельмана. Почтовый индекс: 140125
Адрес, по которому следует выслать диплом:  Московская область, г.  Раменское,  ул.  Свободы 11-А, кв. 7. Почтовый индекс: 140100
Адрес учебного заведения: Московская область, Раменский район,  посёлок Тельмана, ул. Ломоносовская 1.

Анализируемые учебники (библиографическое описание)

Учебник 1

Учебник 2

Учебник 3

Климанова О.А. География. Страноведение. 7 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений /[О.А. Климанова, Э.В. Ким, В.И. Сиротин]; под ред. О.А. Климановой. – 4-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 336 с.: ил., карт.

Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв; под ред. В.П. Дронова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 349, [3] с.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: в 2 ч. Ч.1. Планета, на которой мы живём: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М.  Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 280 с.: ил., карт.

Итоговая оценка: 3

Итоговая оценка: 4

Итоговая оценка: 5

Удобство для учителя.  Для начала позволю себе частично не согласиться с уважаемыми авторами конкурса «Битва учебников». Есть учителя, которые являются фанатичными альтруистами своего дела и если учебник позволяет им снизить свои трудозатраты на изучение нового материала, то только для того, чтобы направить высвободившуюся энергию на более пристальное и детальное изучение новых тем и повышение,таким образом, шансов ученика на победу в олимпиадах различного уровня. Учитель может избаловываться учебником лишь тогда, когда на 100 % спокоен за знания и результаты своих учеников, а такого, как показывает практика, почти никогда не бывает.

Итак, учебник № 1. В конце каждого параграфа даются ключевые слова, которые выделены жирным шрифтом в параграфе. Однако все понятия растворены в тексте, их чёткие определения в лучшем случае можно найти в глоссарии (в конце учебника). Это делает представления учеников об изученных темах весьма туманными. Их тезаурус и понятийный аппарат не развивается и не обогащается. У школьников не формируется культура академически чёткого ответа на конкретные вопросы. Пересказ параграфов получается не структурированным и нелогичным. Несколько облегчает работу с этой книгой наличие, пусть и примитивных, но выводов в конце каждого параграфа. Учебник № 2 удобен присутствием выделенного понятийного аппарата в тексте параграфов со всеми вытекающими положительными моментами, однако лишён вообще каких-либо  выводов в конце каждого параграфа или раздела. Учебник № 3 объединяет преимущества первых двух: определения выделены, выводы везде присутствуют, да ещё и в пронумерованном, структурированном виде. В конце каждого раздела даются итоговые тесты, а также проблемные и творческие задания. Кроме того, учебник № 3 написан понятным и доступным языком. Это тот самый случай, когда ребёнку, пропустившему урок по болезни, учитель действительно может с полной уверенностью сказать: «Прочти дома § X  и тебе всё станет понятно». Всё это существенно облегчает работу педагога, однако к вопросу доходчивости учебников мы ещё вернёмся. 

Польза для географии.  Верно заметили авторы конкурса, когда констатировали всеобщую деградацию высшего географического образования в нашей стране. И действительно, лучшие студенты сегодня сидят в аудиториях юридических и экономических вузов (хотя и маргиналов там пруд пруди). Субъективно, все три учебника препятствуют привлечению в нашу отрасль перспективных кадров. Все три позиционируют географию с наукой мировоззренческой, но не более того. Нет авторов, которые могли бы почувствовать дух времени современности и актуализировать географические знания в призме популярных сегодня профессий(исключением, пожалуй, является В.Н. Холина – автор учебников для 10-11 кл. профильного уровня). Однако не стоит здесь быть чересчур критичным работа по географии на конкурс по отношению к уважаемым авторам. Многому виной объективные реалии и тренды, характерные для рынка труда в нашей стране. Увы, но география не базовый предмет и ЕГЭ по нему сдавать не надо. ВУЗов, где география вступительный предмет не так уж и много. Ну и действительно, зачем нам геологи, инженерные геоморфологи и геодезисты? Ведь в стране последние лет 20 практически ничего серьёзного не строится, а масштабы потребления сырьевых ресурсов превышают масштабы геологических изысканий. Или зачем, допустим, поступающему в МГИМО, да и вообще всем тем, кто поступает на специальности, связанные с мировой политикой и мировой экономикой, знать географию?  Английского и обществознания им будет вполне достаточно! А страноведческий материал будущие светила мировой дипломатии и международных экономических отношений вполне смогут взять из Википедии и автомобильного навигатора. Очень академично получится.

Мы априори играем чёрными фигурами в битве за лучших абитуриентов. Наши ученики — это подрастающее общество потребления. Его наиболее продвинутые представители никогда не станут тратить время на углублённое изучение того, что не понадобится им длярешения банально-потребительских задач. И как бы перед этими учениками не изощрялись лучшие методисты, учёные и педагоги-географы, они всегда будет ориентироваться на рынок профессий и общегосударственные тренды, где спрос на географов весьма и весьма ограничен.

Пустословие. Неправильно говорить о том, что все учебники географии безгрешны в плане пустословия, однако рассматриваемые в данном анализе книги таковыми издержками не грешат. В качестве эксперимента возьмём предисловие к разделу «Мировая суша» в учебнике № 3 и перефразируем, как требовалось в методических рекомендациях конкурса – то есть изымем «пустословие».

«Вы не представляете, как нам повезло! Ведь мы живём на лучшей планете во Вселенной. И знаете, почему она лучшая? По многим причинам.  Во-первых, на нашей планете может существовать жидкая вода. В отличие от Марса, на котором температура не поднимается выше -80, или Венеры, на которой не бывает прохладнее +400.  А почему так  важна жидкая вода? Потому что она основа жизни….» [3, с. 6]

А вот что получится без «пустословия: «Мы живём на лучшей планете во Вселенной, так как на ней есть вода в жидком агрегатном состоянии. Вода – это основа жизни на Земле!»
Бороться с пустословием конечно нужно, но главное не переборщить, ведь грань здесь весьма тонкая. Конечно убирая лишние слова в книгах, мы делаем их более информативными, но вот делаем ли мы их более доходчивыми, эмоциональными и несущими пользу для общества? Ведь критерии «Доходчивость» и «Польза для общества» тоже присутствуют в нашем анализе. Так что специалисты по структурной лингвистике пусть занимаются структурной лингвистикой, а талантливые педагоги-практики, учёные-географы и методисты, знающие не понаслышке что такое урок и как его проводить, занимаются написанием адекватных учебников, которых в условиях книгопечатного хаоса найти  совсем  непросто.

Пресс-служба АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион»


Источник: http://lomonpansion.ru/articles_15_2483.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Конкурс исследовательских работ по географии «Вокруг света Поздравление для всех 2015

Работа по географии на конкурс Работа по географии на конкурс Работа по географии на конкурс Работа по географии на конкурс Работа по географии на конкурс Работа по географии на конкурс Работа по географии на конкурс Работа по географии на конкурс Работа по географии на конкурс

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ